"Когда над Миром Солнце всходит
И пробуждается Рассвет,
Я наблюдаю за Природой
И только в Ней ищу Ответ.

Иду себе своей Дорогой
И, как за флаг, держусь за Мысль,
Что нет мудрее педагога,
Чем наша собственная Жизнь!"

И. Тальков

Все Чудеса Урала
Меню сайта
Категории раздела
Новости альпинизма [8]
Полезная информация [0]
Статьи [7]
Наш опрос
Ваше любимое время года? (возможны несколько вариантов ответа)
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Альпинизм » Статьи

"Это вам не шутка юмора, это жетон спасение в горах"

Поезд Екатеринбург - Кисловодск увозил нас вдаль от городской суеты, и с каждым километром мы приближались к своей мечте. А мечтали мы c Ринатом об одном - выучится на жетон "Спасение в горах" и получить статус "Спасатель". «Что же это за жетон такой?» - спросите Вы. Отвечаю: жетоном "Спасение в горах" награждают курсантов, сдавших физические нормативы, прошедших специальное обучение, и аттестованных региональной комиссией структуры МЧС. При этом курсантам присваивается статус "Спасатель". С присвоением этого статуса, курсанты получают права и обязанности, необходимые при проведении поисково-спасательных работ и мероприятий по предупреждению, а так же ликвидации ЧС. Кроме того, жетон необходим при выходе на первый альпинистский маршрут 6А категории трудности.
 Обучение проходило на базе МЧС, расположенной в ущелье Цей (Ц.Кавказ, Северная Осетия). Прибыли мы туда вместе с остальными претендентами 22 апреля. Собралось нас очень счастливое число-13 человек. Отличные ребята из разных городов России, таких как Москва, Питер, Нижний Новгород, Иркутск, Сочи и др. После двухдневной сдачи вступительных тестов, включающих лазание с нижней страховкой, подъём с жумаром, крос в высокогорной зоне и ОФП, все 13 претендентов были зачислены в курсанты. Всех разделили на два отделения, причём друзей с одного города, развели по разным отделениям. Это необходимо было для того, чтобы курсанты учились работать с незнакомыми людьми.

За каждым отделением закрепили тренера. В отделении Рината тренером стал Морозов Андрей, а в моём - Селиванов Андрей. Ответственным по безопасности являлся Егорин Сергей, а старшим тренером Швырёв Андрей Глебович.

На следующий день мы отправились на занятия по теме "Переноска пострадавшего подручными средствами". Нам были показаны различные техники по переноске пострадавшего одним, двумя или группой лиц, с использованием подручных средств, верёвки, или вовсе без всего. После этого были проведены учения по закреплению материала. Задачей было транспортировка пострадавшего на крышу пятиэтажного здания и обратно, по лестничным пролётам заброшенной гостиницы. В ходе учений были выявлены характерные ошибки, и после их разбора, были закреплены знания по всей теме.

Следующим этапом нашего обучения была Лавинная подготовка.  Лекции по лавинной подготовке вёл ответственный за безопасность Сергей Егорин. Нам были показаны очень наглядные и познавательные презентации, а на следующий день мы вышли в район "Зелёного холма" на лавинные занятия, где каждого закапывали в снег, чтобы он почувствовал какого быть погребённым под лавиной. Надо сказать, это отнюдь не приятное ощущение, когда ты лежишь в полной темноте, не можешь пошевелиться, а дышать становится тяжело. После таких мероприятий, на уровне сознания возникает чёткая установка: "В лавину лучше никогда не попадать!"

Затем мы приступили к занятиям по поиску при помощи Биперов (лавинных датчиков). Оказывается нужна практика, чтобы научится быстро и эффективно искать пострадавшего при помощи этих устройств. Параллельно проходили занятия по поиску пострадавших зондами.

В конце дня мы связали носилки, и провели занятия по спуску пострадавшего по снежному склону.

На следующий день мы отправились в другой район, где на "Теле лавины", сошедшей ранее, мы провели занятия с Биперами, после чего сдали зачёт по поиску двух датчиков на время. После этого были проведены учения. Тренера давали вводные, назначали руководителя, который управлял действиями остальных курсантов, по поиску пострадавших в лавине. После нескольких таких учений, мы закрепили  технику проведения этого вида поисково-спасательных работ.
  Закончив тему "Лавины", мы перешли к теме "Ледовые занятия" и "Снежные занятия". Наутро следующего дня, группа Морозова отправилась на снежный склон, а наша - на ледовую сосульку. Вспомнив все виды полиспастов, мы приступили к учениям. Выбрали руководителя и пострадавшего. Пострадавшего уложили в штатную Акью, организовали станции на льду и приступили к спуску пострадавшего с сопровождающим по ледовому склону и подъёму обратно при помощи полиспаста. После нескольких таких учений материал был изучен, технология стала понятна.

Вечером после ужина нас ждал удивительный сюрприз. Вместо лекции по медицине, которую проводил у нас каждый вечер Андрей Селиванов, нас собрали в учебном классе и дали установку: Группа лыжников попала в лавину, двое смогли освободиться, а один остался в теле лавины, у него был датчик. Назначили руководителя. Это были учения. Через 15 минут, взяв всё необходимое, мы отправились к месту Н.С.. Нашли двух лыжников (Это были наши тренера), опросили и приступили к поиску пострадавшего. Вскоре бипер был обнаружен. Тренера определили пострадавшим одного из нас и дали установку о травмах. После оказания первой помощи, мы организовали транспортировку пострадавшего на базу. По завершению провели разбор, на котором были выявлены и устранены все ошибки и недочёты. Старший тренер оценил работы на 4 с двумя минусами.

На следующий день группа Морозова пошла на лёд, а мы на снежный склон. На снегу мы вспомнили все виды организации станций, и приступили к учениям по спуску и подъему пострадавшего по крутым снежным склонам. С заданиями справились очень бодро. Счастливые и довольные, мы отправились на базу, но при этом, для тренировки, связали носилки и спустили пострадавшего по снежному склону.

Следующий этап тренировок был связан с работой на скалах. Три дня мы ходили на скалодром и изучали различные техники по спуску, передвижению и поднятию пострадавшего с сопровождающим и без, переправа через каньон, технику old school, по которой был проведён зачёт.

По завершению нас ждал очередной сюрприз - ночные ПСР на скальном рельефе. В этот раз всё было намного серьёзнее. Нужно было добраться до пострадавшего, оказать первую помощь, уложить в акью, организовать спуск, траверсировать до следующего склона, снова организовать спуск, и затем транспортировать его до лагеря. Всё было выполнено правильно, за исключением мелких помарок. Тренер поставил оценку 4 с одним минусом, это означало, что уже сработали лучше.
  Завершающий день практических занятий был посвящён горным рекам и переправам через них. Нас учили различным способам перехода через холодный и бурлящий водный поток. Руководствуясь полученными знаниями, мы организовали и проработали переправу пострадавшего, с последующим продергиванием верёвок.

После обеда, Сергей Егорин провёл лекцию по взаимодействию спасателей с вертолётом и самолётом. Оказывается, что существует большое количество различных знаков и символов при работе с небесными машинами.
  На следующий день нас ждали соревнования между отделениями. Никто, кроме судей, не знал, что нас ждёт, но готовились мы основательно, разрабатывая планы и методы взаимодействия. По жребию первыми стартовала команда Морозова, а мы остались их ждать. Дождливая погода предала интриги первенству. Через два часа нам объявили готовность номер один. "На старт… внимание… марш!" и мы понеслись к скале. Добежав до места, мы увидели первое отделение. Они как раз заканчивали прохождение первого этапа.

По жребию определили пострадавшего и того, кто лезет первым. Нужно было залезть с нижней страховкой на верхнюю полку, организовать перила, организовать подъём пострадавшего на эту полку, затем организовать переправу на противоположный берег каньона, переправиться и организовать спуск в низ. Несмотря на моросящий дождь, всё прошло довольно быстро и слаженно. При продергивании верёвки пришлось напрячься из за запутанной в мочалку верёвки. Еле-еле смогли её продёрнуть после каньонинга. Не знаю, что бы было, если бы не получилось. Завершив первый этап, мы получили задание для второго. Нам дали карту, где было отмечено место, в котором находился пострадавший. Мы рванули к этому месту, но долго искали пострадавшего. Наконец бипер был обнаружен, и вновь по жребию определили пациента. Связали носилки, упаковали пострадавшего и понесли его на финиш.
  По итогам, подведённым судьями, с хорошим временным преимуществом победила наша команда.
 Мы знали, что нас ожидает первый экзамен по изученным темам. Готовились до ночи, обсуждали непонятные моменты и поддерживали друг друга напутствиями.

После завтрака следующего дня, начался экзамен. Он состоял из двух частей. В первой нужно было предоставить "План поисково-спасательных работ", который мы разрабатывали на протяжении времени нашего пребывания. А вторая часть, это 4 вопроса по темам лекций и занятий. Сложности особой не возникло, ведь всё, что мы изучали было нам интересно, соответственно наше внимание было посвящено только изучению материала. Единственное "но", на повторение лекций и написание планов времени почти не оставалось, поэтому приходилось после отбоя сидеть и готовится. На сон времени было очень мало, но утром, все сто процентов выходили на зарядку.
   Конечно, экзамены сдали все курсанты.
  После экзамена нас собрали и поздравили с успешной сдачей и пожелали далее не расслабляться, т.к. начинается вторая часть обучения. Оставалась неделя до итоговой аттестации, и такие дисциплины как "Пожарная безопасность", "Психология", "Медицина" и "Право". В ходе занятий, собенно понравилась психология, ведь после изучения теории по ней, мы приступили к практике. Одни из нас показывали острые стрессовые реакции, такие как плач, истерика, агрессия и т.п., а другие оказывали им психологическую помощь. Постарались на славу, вошли в роли, и получилось вполне зрелищно.
  Зато Право пошло совсем туго. Под конец сборов уже устали, и мозги не воспринимали эту дисциплину. Приходилось учить статьи и запоминать права и обязанности.
  Вот прошла неделя, и мы приготовились ехать во Владикавказ на аттестацию. Утром 12 мая газель МЧС повезла нас вниз, в город. Заходили в зал по три человека. В комиссии сидели специалисты различных ведомств, врач, психолог, представитель санэпидемстанции и др. Задавали различные вопросы и в целом были дружелюбно настроены к нам. Объявили, что результаты будут объявлены вечером, а пока можно было погулять по городу. Мы прошлись по городу и остановились в кафе, чтобы попробовать национальную кухню. Названия блюд особо не вспомню, но Осетинский пирог и Манты мы оценили по достоинству.
  Потом мы закупились для предстоящего празднования и поехали обратно в Цей. По приезду все начали потихоньку паковать вещи, ожидая торжественной части и банкета. В 7 часов мы собрались в учебном классе на торжественное собрание. Наш куратор, Щитинин Сергей Викторович, начал собрание с представления гостей вечера. Это были два ветерана альпинизма из Северной Осетии. К моему стыду, я запомнил имя только одного из них, его зовут Казбек. Как я понял, они только что вернулись из Непала, где участвовали в поисково-спасательных работах в горах. Сергей Викторович продолжил словами благодарности всему нашему составу. Он отметил нашу сплоченность и усердие, проявленное при обучении. По решению комиссии, все курсанты прошли аттестацию и получили статус "Спасатель". Конечно, было приятно слышать это.
  Приступили к награждению и вручению удостоверений. Кроме этого, каждый получил подарок от спонсоров и аплодисменты.
  После торжественного награждения жетонами "Спасение в горах" и тренерского напутствия, в столовой нас ждал шикарно накрытый стол. Он представлял собой главный-центральный стол,а от него отходили два второстепенных, образуя букву "П". В центре каждого из второстепенных столов стояла тарелка с одним "Осетинским пирогом", а в центре "главного" - тарелка с тремя "Осетинскими пирогами", сложенными друг на друга. Всевозможные яства ломили столешницы к полу, образуя волшебной красоты натюрморт.
  Нас ждал удивительный сюрприз, организованный тренерским составом и гостями праздника. И предстояло нам, принять участие в "Пиру по Осетинским обычаям". И так всё по порядку.
  По обычаям Осетинского народа, за центральным столом рассаживаются следующим образом: в центре садится самый старший из всех, соответственно он главный за столом. Справа и слева от него по старшинству садятся приближенные к старейшине (тренерский состав и специальные гости). А остальные, более младшие, садятся за второстепенными столами, то есть мы - жетонисты.

Когда все расселись, старейшина разрешил наполнить бокалы напитками. Первый тост- это один из самых интересных и красивых моментов церемонии. Старейшина спрашивает: "Кто самый младший здесь?" После быстрого перебора выявили самого молодого - Дениса. Старейшина подозвал Дениса и отдал ему свой бокал. "Пей!" - сказал он ему. Денис с улыбкой осушил бокал. Старейшина оторвал кусок пирога и дал его Денису. "Ешь" - сказал он. "Теперь наполните бокал снова!"- продолжил старейшина. Когда бокал был наполнен, старейшина взял его в руку и произнёс тост, который я даже не рискну повторить, т.к. боюсь наврать. Скажу лишь то, что он был такой пронзительный и славный, что душа наполнилась великим уважением к этому мудрому человеку. Сергей Викторович по ходу всего действия следил за соблюдением всех норм церемонии и давал указания нам, молодым, что и как нужно делать. Он объяснил, что после произнесения тоста, первым пьёт старейшина, а все остальные ждут, потом пьют приближённые к старейшине, молодые по-прежнему ждут. И наконец, последними выпивает молодежь, после чего, пустые бокалы сразу наполняются напитками. Отдельно хочется отметить то, что по обычаям, "Осетинский пирог"- святое блюдо, когда его режут, крутить его запрещается. А ту долю пирога, от которого старейшина оторвал кусок, отдали Денису.
  Первые три тоста разговаривать никому не разрешается, если старейшина сам не спросит. Говорит только старейшина и приближённые. Есть тоже не разрешается, можно только закусывать, чтобы перебить горечь напитков.
  В одном из трёх тостов, старейшина предложил обмыть наши жетоны. Вместо бокалов, водкой наполнили подаренные нам "Кубки-Рога". В них мы положили свои жетоны. Каждый из нас вставал по очереди, выпивал водку, жетон при этом оставался во рту. Затем доставал жетон и произносил слова: "Я, такой то..., представляюсь в получении жетона "Спасение в горах" за номером...таким то..." . При этом все кричали "Ура" и аплодировали. Если кто-то сбивался или не делал всё четко, приходилось повторять всё заново. Один из жетонистов три раза проделывал эту процедуру, пока не сделал всё как надо.

На этом вечере было произнесено много тостов, они были за родителей, за ветеранов, за горы, за альпинистов, за тех, кто не вернулся, но самое главное, что все эти тосты были настолько пронзительные, что за них невозможно было не выпить. Их содержание почти вызывало слёзы, слёзы радости или слёзы грусти. Это трепетное состояние и восторг сохранились в сердцах собравшихся.
  Через некоторое время старейшина и приближённые ушли, оставив нас одних. Вспоминая весёлые моменты сборов и радуясь благополучному для всех завершению, мы пировали ещё долгое время. Но это конечно было уже не то, по сравнению с тем, что мы чувствовали на церемонии со старейшиной. Этот момент ритуала, лично меня изменил и воспитал.
Останавливаясь на традициях Осетии, я бы хотел сказать, что так, как уважают стариков здесь, наверно нигде больше не встретишь. А там где есть уважение, - есть и терпение, есть любовь к ближнему, есть гармония и созидание.
  Если бы молодёжь России воспитывалась так, как она воспитывается в Осетинских семьях, мы были бы величайшей страной на планете.

Утром 13 мая, позавтракав и попрощавшись с личным составом базы, мы сели в автобус, который развез кого-то в аэропорт, кого-то на ж/д и авто вокзалы. И все мы разлетелись и разъехались по своим городам, счастливые и гордые тем, что получили бесценные и великие знания. Теперь в наших силах сделать альпинизм более безопасным, количество Н.С. свести к минимуму, а в случае необходимости, мы сможем оказать квалифицированную помощь.

автор: Антон Вострягов

фото: курсантов VII УТС
         Сергей Егорин
         личный архив

Категория: Статьи | Добавил: Adventurer5245 (17.05.2011) | Автор: Антон Вострягов
Просмотров: 1346 | Комментарии: 3
Всего комментариев: 3
3 homebrother
"...там где есть уважение, - есть и терпение, есть любовь к ближнему, есть гармония и созидание." Молодец, Антоха!

2 Azazel
Ваааааааааааааааааау! Вот это отчётище!

1 Nightraider
Браво! Мои поздравления автору!!! Статья написана интересно, читается легко. Респект smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья ВКонтакте
  • Клуб Туристов "Азимут"
  • Вело-Клуб "Нижний Тагил"
  • Магазин Discovery
  • Полезные ссылки
  • Погода GisMeteo
  • Погода RP5
  • Расписание поездов РЖД
  • Свердловская пригородная компания
  • Сайты-друзья
  • Велоклуб "Нижний Тагил"